Легенда о Яке «Командир 239-й эскадрильи Королевских
военно-воздушных сил Великобритании полковник Д. Сторрер в 1943 году
обратился с личной просьбой к И.В. Сталину продать ему советский
истребитель Як-9Д. Прославленный английский ас считал этот самолет
более удачным. чем непобедимый модифицированный «спитфайр» Мк.XIV.
Истребитель Яковлева нравился ему своей удивительной скороподъемностью - набором высоты 5000
м за 4.9 против 7 минут у его английского истребителя - и
маневренностью. По его словам, этот советский истребитель был «способен
вертеться вокруг пятишиллинговой монеты» Он получил самолет
безвозмездно - в дар от Советского правительства. На самолете Як-9Д,
перевооруженном тремя авиационными пушками Бритиш-Испано ВН-404,
полковник Сторрер одержал 32 победы. На нем он благополучно закончил
войну в европейском небе».
Предположительная раскраска сторреровского Яка. <span style="" lang="EN-US">JAS</span> –<span style=""> </span>инициалы <span style="" lang="EN-US">James</span> <span style="" lang="EN-US">Eric</span> <span style="" lang="EN-US">Storrar</span>. <span style=""> </span>
Наткнулся на этот абзац в книге А.В. Гребенюка «Ворошиловский залп», М. 2007.
Вопросов возникла масса. Например, как отнеслось командование РАФ к
необычной инициативе своего скуадрон-лидера? Как решался вопрос с
запчастями? Как Сторрер использовал самолет в бою: ведь вряд ли он
летал в одиночку, но на чем тогда его сопровождал ведомый? На
«спитфайре»? Какой в этом смысл, если более «юркий» Як все равно
вынужден будет равняться на машину ведомого?
Стал гуглить. Да, упоминается такой Як у Сторрара, когда тот летал в Италии
с авиабазы Тревизо. В одном из полетов он повредил топливный бак и
после безуспешных попыток его починить самолет был «торжественно сожжен
в центре аэродрома». Вот и все подробности. Для человека, чей
заявленный счет побед только на Яке всего на одного «ганса» меньше чем
у лучшего аса Британии, информации удивительно мало.
Вскоре, впрочем, выяснилось, что не я один заинтересовался историей сторреровского Яка. Некий Эрик Пилавский (<span style="" lang="EN-US">Erik</span> <span style="" lang="EN-US">Pilawskii</span><span style="" lang="LV">)</span> провел собственное расследование и любезно поделился его результатами со всеми желающими:
http://vvs.hobbyvista.com/Research/Yakovlev/Storrar/index.php Мне остается только сделать выжимку из его работы.
Итак. Для начала Эрик в середине 1990-х встретился с самим Сторраром. Тот
подтвердил, что в 1945 году летал на Яке в Италии, причем припомнил
некоторые технические детали и подробности, характерные именно для
Як-9Д. На вопрос, откуда вообще взялся этот Як, ответил: <span style="" lang="EN-US">got</span> <span style="" lang="EN-US">the</span> <span style="" lang="EN-US">Yak</span> <span style="" lang="EN-US">from</span> <span style="" lang="EN-US">a</span> <span style="" lang="EN-US">visiting</span> <span style="" lang="EN-US">Russian</span> <span style="" lang="EN-US">pilot</span>.
Гм, фраза загадочная, ну ладно – может этот пилот перегнал Як по
приказу Иосифа Виссарионовича. Хуже то, что Сторрар ничего не сказал о
своих боевых вылетах и громких победах на советской машине. Ну то есть
вообще нуль информации. И вот еще деталь – почему то не сохранилось ни
одной фотографии прославленной машины.
Это странно, учитывая, что уцелел с десяток снимков другого Яка – Як-9М,
угнанного болгарским пилотом в Италию летом 1946 года и перекрашенного
в цвета РАФ. Пилавский на всякий случай с карандашом в руке прошелся по
послужному списку Сторрара и обнаружил, что в Италию его перевели не в
1945, а в 1946 году. Гм, уж не на «болгарском» ли Яке и летал Сторрар?
Догадка блестяще подтвердилась, когда Пилавский обработал одну из
известных фотографий этого Яка.
После осветления на борту явственно читаются буквы <span style="" lang="EN-US">JAS</span>.<span style=""> </span><span style=""> </span><span style="">
</span><span style=""> </span>
Пилавский реконструировал превращение болгарского Яка в английский, что в принципе, учитывая окраску болгарских самолетов того времени, большого
ресурса времени и краски не требовало: <span style="">
</span>
Т.о. история о подаренном Сталином самолете и 32 одержанных на нем
победах, увы, отходит в область красивых легенд. Остается, правда, ряд
неясных вопросов, например, откуда тогда Сторрар так хорошо знал
систему топливоподачи именно Як-9Д. У Пилавского есть пара версий на
этот счет, вывод же его однозначен: Як Сторрара это и есть болгарский Як-9М. Вопрос только один имею: откуда же пошла легенда о подаренном Сталином Яке?